Свято-Успенский Лещинский монастырь

 

Старинный Свято-Успенский Лещинский монастырь в течение многих веков являлся средоточием церковной жизни Пинского Полесья. Находившиеся в монастыре местночтимые чудотворные резная статуя Спасителя и икона Божией Матери привлекали к себе множество благочестивых паломников.

Церковное предание связывает появление монастыря именно с пребыванием на Полесье Равноапостольского Владимира. В конце минувшего столетия священник И. Акороненко, поясняя название обители, привел бытовавшую среди пинчуков легенду. Будто бы тогда, когда на всем окружающем Пину пространстве «чествовались идолы, прибыли из Киева два монаха... Благочестивые подвижники занялись проповедью святой Веры Христовой. А когда поблизости иноческий келий образовалось довольно многочисленное поселение, иноки, по просьбе новокрещенных, начали строить церковь... Так как труд рук их состоял в рыболовстве и у них можно было купить оптом рыболовные снасти, то и решили, что это место (а по нему и церковь) назовут именем вытащенной рыбы: первого вытащили леща. Оттого, говорит предание, прозвалось место – Лещ и церковь – Лещинскою».

Исследователь Д. Довгялло, публикуя в 1909 году старинный инвентарь Лещинского монастыря, отмечает, в частности, что название урочища вполне могло произойти от места, поросшего орешником – лещиной...

Однако далее автор пишет: «...смысл названия монастыря настолько интересен, настолько же пока и не установлен».

Успенская церковь — главная  (архиерейская) церковь Лещенского монастыря. Впервые упомянута в летописи в 1263 г. В XIVв. здесь жил летописец Митрофан. Летопись его погибла, а церковь была разорена в результате набега крымских татар в 1527 году. Церковь располагала большим собранием руко­писных книг, среди которых находился Апостол XIV в., писанный крупным уставом на пергаменте, а также Апо­стол XVI в. Существует указание на "сохранившееся в некоторых местах писанные в этом монастыре славянские переводы творений Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Ионна Дамаскина.."

В 1263—1265 годах здесь скрывался старший сын Миндовга -  Войшелк, от убийц своего отца. Он нашел прибежище под Пинском, выждал несколько лет, пока недруги ослабеют, и с помощью отряда оставшихся верных пинчан сел на положенный ему по праву княжеский престол. О бегстве Войшелка в Пинск сообщают Ипатьевская летопись и Хроника Быховца. Ипатьевская летопись под 1263, 1264 годами сообщает, что Войшелк с «пинянами» захватил власть в Новогрудке и избил противников. Текст Хроники Быховца почти целиком совпадает с рассказом Ипатьевской летописи.

 

Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором духовной семинарии архимандритом Николаем, указывает, что монастырь до 1584 года являлся Рождество-Богородичным, а затем Успенским.

После разорения церкви татарами в XVIв. она была вновь построена на том же месте в 1580 г. В 1596 г. церковь стала униатской. В 1650 г.—возвращена православным, но в 1688 г. опять переходит к униатам,   владевшим ею до 1839 г. При греко-католиках Успенский собор XVI века стараниями архимандритов Иваницкого и Булгака сменила третья по счету и последняя церковь на Леще (1740-е г.г.). С малого алтаря на центральный была перенесена статуя Спасителя, некогда чудесным образом  уцелевшая в одной из сгоревших городских часовен. Они оставались главной святыней и после отмены в 1839 году унии, закрытия монастыря и обращения церкви в приходскую.

Представление о внешнем облике этой церкви можно почерпнуть из инвентаря Лещенского монастыря 1588г. Из него мы узнаем, что монастырь, где она находилась, был обнесен частоколом из дубовых пластин-«дылей», над воротами возвышалась «звонница» с пятью колоко­лами, шестой — «лебедь». «Напрод входечи в монастыр звоница на воротех, на которой звон великий один, а меншых тры,а пятый звон названный Лебед...».

За воротами — изба с сенями и каморой для монастырских священников и дом по­больше, с «ганком», в котором сени делили его на две половины — светлицу с каморой и «гридню». Это, ве­роятно, был главный корпус монастыря, где находились монахи. Слева от входа в монастырь — черная келья с сенцами, а рядом — келья из трех каморок для игумена. Кроме этих жилых помещений была особая трапезная. Из хозяйственных монастырских построек инвентарь упоминает конюшню, клуню, гумно с сенником, бани, «вельми опалый бровар».

Успенская церковь хотя и была возведена во второй половине XVIв., но сохранила местные традиционные особенности деревянного зодчества, по которым можно судить о характере предшествовавшего строения. Новый храм был срублен из тесаных брусьев «в столп» (при­гнанные стоймя вертикально одни к другим). Он был увенчан большим железным крестом с цепями. Внутри и вне обивался досками. Предположительно имел вид корабля с пристройками для притвора и алтаря. Вход— один, через «паперть» (притвор). Дверь была окрашена масляной краской, завесы железные, замок внутренний, притвор расписан, в нем три иконы: «Видение Иоанна Богослова», «Спас», «Деисус». Убранство: паникадило медное на пять свечей, три вызолоченных подсвечника с позолотой, две хоругви, два выносных креста, трехъярусный иконостас. В алтарной части престол, за ним — два подсвечника.

Из инвентарей 1595 и 1620 гг. узнаем, что церковь была с тремя верхами, один из которых был «белым железом обит», остальные — крыты новым гонтом.

Церковь не сохранилась. По рассказам старожилов, она сгорела от молнии в 1905 г. При церкви было клад­бище. Два надгробных камня с этого кладбища нахо­дятся в Пинском краеведческом музее.

Самое популярное

Рекомендуем