Первые сведения о Пинске в письменных источниках относятся к 988 году (в "Сказании о Борисе и Глебе"), 1005 году (в "Уставной грамоте Туровской епископии") и 1097 г. (в "Повести временных лет").

Начальная древнерусская летопись "Повесть временных лет” составлена в Киеве во 2-ом десятилетии XII века Нестором. Текст включает летописные своды XI века и другие источники того времени.

Не менее значительна и "Ипатьевская летопись”, которая была составлена в начале XV века в Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском мужском монастыре в Костроме, основанном в 1330 году. 

Пинск в этих старых летописях упоминается в связи с событиями 1097 года. В этом году в городе Любечи на Днепре собрался съезд русских князей, вызванный трудностями борьбы с воинственными половцами из-за мсждуусобнцы княжеств. Съезд принял важное принципиальное решение о порядке престолонаследования, исключающем претензии на соседние территории: "Каждо да володеет своей вотчиною...” И все же вскорости князь киевский и туровский Святополк Изяславович получает предупреждение от своего племянника волынского князя Давида Игоревича о недобрых намерениях теребовльского князя Василька Ростиславовича: "...увидишь, займет города твои Туров и Пинск, тогда помянешь меня...”


В год 6605 (1097).
 Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир - Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав - Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси.
 И пришли Святополк с Давыдом в Киев, и рады были люди все, но только дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам, и стали они наговаривать Давыду Игоревичу, что "Владимир соединился с Васильком на Святополка и на тебя". Давыд же, поверив лживым словам, начал наговаривать ему на Василька: "Кто убил брата твоего Ярополка, а теперь злоумышляет против меня и тебя и соединился с Владимиром? Позаботься же о своей голове". Святополк же сильно смутился и сказал: "Правда это или ложь, не знаю". И сказал Святополк Давыду: "Коли правду говоришь, Бог тебе свидетель; если же от зависти говоришь, Бог тебе судья". Святополк же пожалел брата своего и про себя стал думать: а ну как правда все это? И поверил Давыду, и обманул Давыд Святополка, и начали они думать о Васильке, а Василько этого не знал, и Владимир тоже. И стал Давыд говорить: "Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во
 Владимире". И послушался его Святополк. И пришел Василько 4 ноября, и перевезся на Выдобечь, и пошел поклониться к святому Михаилу в монастырь, и ужинал тут, а обоз свой поставил на Рудице; когда же наступил вечер, вернулся в обоз свой. И на другое же утро прислал к нему Святополк, говоря: "Не ходи от имени моих". Василько же отказался, сказав: "Не могу медлить, как бы не случилось дома войны". И прислал к нему Давыд: "Не уходи, брат, не ослушайся брата старшего". И не захотел Василько послушаться. И сказал Давыд Святополку: "Видишь ли - не помнит о тебе, ходя под твоей рукой. Когда же уйдет в свою волость, сам увидишь, что займет все твои города - Туров, Пинск и другие города твои. Тогда помянешь меня. Но призови его теперь, схвати и отдай мне". И послушался его
Святополк, и послал за Васильком, говоря: "Если не хочешь остаться до именин моих, то приди сейчас, поприветствуешь меня и посидим все с Давыдом".



В 1151 году Пинск вспоминается в летописи в связи с обидой туровского князя Вячеслава Владимировича, на киевского князя Изяслава Мстиславовича: "...а он же Киев себе, и еще над тем и Туров, и Пинеск у меня отнял, то ти Изяслав мя тем приобидил...”

В 1157 году Пинск упоминается в качестве объекта нападения во время похода князя Давида Игоревича на Туровское княжество.

В 1181 году запись о князе Ярославе Ярополчиче "ис Пинска”.

В 1190 году летописец фиксирует: "Ярополча свадьба" в Пинске.

В записи 1227 года пинский князь Ростислав жалуется и грустит о попавших в плен своих сыновьях.

"Пиняне”, как население города, околиц и пинского княжества вспоминаются в летописи в 1097, 1226, 1228, 1263 годах. Прямых сообщений о древнем городе, планировке его оборонительных сооружениях и хозяйственных постройках в летописях нет.

Исследователи древних летописей обращают внимание, что в основном они содержат упоминания об отдельных лицах или событиях, которые косвенно связаны с Пинском. Конкретные сведения, которые отсутствуют в письменных источниках, добываются путем археологических исследований среди остатков древнего города — его городища.

Поделиться статьей в социальных сетях: