Печать
Просмотров: 63644

Свыше 200 лет назад, в 1782 году на северо-восточной окраине пинского предместья Каролин был построен каменный костел, известный по сей день как костел Карла Баромея.

И сейчас, идя по улице Кирова, нельзя не остановить внимания на этом белом с красной черепичной крышей храме, утопающем в зелени деревьев.
Внушительной толщины стены, почти крепостная башня, подземные ходы позволяют скорее говорить об оборонительном сооружении, нежели о молитвенном здании. Появившийся на закате пышного барокко и заре величественного классицизма, костел напоминает нам вовсе не об этих архитектурных стилях. О них свидетельствуют лишь комбинация шатра со шлемом, венчающая звонницу, и небогатый декор интерьера. Сам же храм будит воспоминание о давно отошедшем в историю оборонном зодчестве.

Первоначально костел был возведен из дерева в 1695 году для объединения светских ксендзов, прибывших сюда из Италии. Интересна судьба этого объединения. Бартоши, бартолиновцы, варфоломиты — множество названий имело оно. Одно из них надолго вычеркнуло упоминание о нем со страниц печатных изданий Советской страны. Не найдете вы его ни в одной из энциклопедий и словарей, ни в изданиях по архитектуре и истории после 1917 года. А все потому, что название это — коммунисты — как бы невольно бросало тень на единственную партию советского общества, партию атеистическую.

Во всем Великом княжестве Литовском только в Пинске имелось объединение ксендзов бартоломитов. В Польше же они появились в 1683 году и основали свои резиденции в Венгрове, Люблине, Сандомире, Кольцах. Название же “коммунисты” происходит от наименования ордена - “ксендзы светские, живущие в коммуне”. Ксендзы-коммунисты занимались обучением и воспитанием молодежи, решившей посвятить себя духовному служению, для чего содержали семинарии и школы. Подобная семинария имелась и в Пинске.

В библиотеке Варшавского университета сохранилась рукописная книга, содержащая работы и стихи одного из воспитанников Пинской семинарии Михаила Кодлубовского, будущего гродненского оффициала, написанные им в 1738 — 1739 годах. Среди них четыре трактата, посвященным разным разделам философии Аристотеля, и три стихотворения.

В 1770 году на месте бывшего деревянного костела члены ордена начали строительство каменного. Работы были завершены в основном к 1782 году, но освещение его под названием Святого Карла Баромея состоялось только в 1784 году.

Карл Баромей — один из видных деятелей католической церкви времен контрреформации, впоследствии канонизированный. Св. Карл происходил из знатного итальянского рода, был в родстве с Папой римским и являлся кардиналом-епископом Милана. Именно по его инициативе начались создаваться семинарии.

К концу XVIII века деятельность ксендзов-коммунистов постепенно приходит в упадок, а в 1836 году их пребывание в Пинске прекращается со смертью последнего ксендза Исидора Контоновича.

Долгое время костел в Пинске находился в запустении. Однако, уже в 1860 году проводится сбор добровольных пожертвований на его ремонт. Вскоре костел был вновь освещен, но уже под названием Святой Троицы. В 1912 году он вместе со всем своим имуществом присоединяется к костелу Успения Девы Марии.

В 1932 году в костеле св. Карола Барамеуша по улице Альбрехтовской, 55 был крещен знаменитый польский журналист Рышард Капустинский. А уже спустя семь лет росийские власти устроили в здании костела топливный склад.

После Великой Отечественной войны костел в Королине продолжил действовать по римско-католическому обряду. Однако в 60-е годы его снова закрывают. Естественно, здание пришло в полное запустение и оказалось на грани разрушения. Чтобы спасти памятник архитектуры, местные власти решили реставрировать его под городской концертный зал.

Проект Минских научно-реставрационных мастерских отличался оригинальностью и, в принципе, соответствовал пожеланию писателя Владимира Короткевича: “Нужно сберечь эту барочную игрушку, которой мог бы гордиться любой город Европы”. Правда, из-за скудности средств не обустроен был зимний сад, а рядом — кафетерий. Реставрация остановилась на создании зала камерной музыки с отличной акустикой, где установлен компьютерный орган американской фирмы “Аллон”.

В дальнейших планах было возрождение костела Карла Баромея, где сейчас размещается городской концертный зал. Стоило это достаточно дорого и деньги были получины  от использования определенного процента выручки от туристических услуг на восстановление культурно-исторического фонда Брестской области.

Осенью 2013 года реставрация костела Карла Баромея была завершена.

ю

 

Поделиться статьей в социальных сетях: